Прогулки по Ташкенту. Маршрут 5. Начало Ташкента и проспект А. Темура Печать
Автор: Долгая Галина Альбертовна   
10.05.2011 20:01

Начало маршрута: Станция метро "Ташкент"

Конец маршрута: Станция метро "Амир Темур Хиебони"

Время прогулки: 1.5 часа

Интересные объекты:
Железнодорожный вокзал Ташкента и Привокзальная площадь, река Салар, Дворец Культуры Железнодорожников, Парк Железнодорожников, Музей паровозов, древнее городище Минг-Урюк, историческая улица - проспект Амира Темура, старые и новые здания, вековые дубы, Музей Искусств РУ, "Куриный базар", Городской Сад, Сквер Амира Темура.

Из метро выходим к Привокзальной площади. Сразу у выхода перед старым зданием, где в советское время располагался магазин "Восток" растет высокая красивая арча. Если учесть, что арча медленно растущее дерево - она вырастает на один сантиметр в год, то этой красавице !!! лет. Диву даешься, как она сохранилась за все периоды реконструкции города!

Через дорогу от нас стоит новое здание Вокзала, которое находится между двумя высотками - гостиницей "Локомотив" и Управления Железной дороги. Вместе они составляют гармоничную архитектурную композицию.

Первое здание Ташкентского вокзала было построено в 1901 году, а в 1905 году по проекту архитектора Г.М.Сваричевского создается более монументальное здание. То, что мы видим сегодня - это реконструкция здания вокзала, построенного в 1960 году (группа архитекторов во главе с Л.Н.

Травянко).

Напротив здания вокзала располагается довольно-таки большая Привокзальная площадь, в центре которой возвышается монумент ...

Две руки держат какой-то круглый предмет, в виде большой монеты. В народе его называют "Копейка".

Современный монумент возвышается на старом гранитном постаменте, где до 1992 года был огромный памятник "Четырнадцати Туркестанским Комиссарам",

которые погибли в 1919 году, там же до сих пор находится братская могила, хотя, я не уверенна, что это так.

Хочу добавить, что тот памятник был установлен в 1962 году, его сделали скульптор Д.Б.Рябичев и архитекторы Н.Н.Миловидов и С.С.Ожегов.

А чуть позже, перед памятником зажгли вечный огонь. Я, будучи школьницей, проходя мимо, поднимала руку в пионерском салюте. Да, так делали все дети, мы были патриотически воспитаны.

Дальше пойдем в направлении к мосту через реку Салар, за монумент, и за мостом свернем направо к Парку Железнодорожников. Войти в парк можно через небольшую калитку сбоку - проход к кафе, что стоит за оградой.

Парк окружает большой и красивый Дворец Железнодорожников. Мы подходим с задней части Дворца. Он построен в 1938 году по проекту архитектора А.И.Павлова. Справа навстречу нам течет старый Салар. Салар вытекает из реки Чирчик, которая в свою очередь собирает воды нескольких горных рек - Угама, Пскема, Кок-Су и Чаткала.

Обойдем Дворец слева.

В парке сохранилась старая детская площадка, на которой я часто проводила время после школы, а позже водила сюда гулять своего сына. Приятно, что это место сохранилось почти в неизменном виде. Только появились новые горки и китайский ресторанчик. Сбоку от Дворца сохранились фонтаны. Только раньше в центре их чаш росли кувшинки, настоящие.

Выходим из парка у центрального входа во Дворец. Если вернуться к Салару,

то можно посетить Музей паровозов. Он располагается слева.

Пройдем по проспекту А.Темура в сторону Сквера А.Темура по правой стороне. Улица существует с 1870 года. В советское время она называлась Пролетарская, а в царское время - проспект Духовского. В начале 90-х годов прошлого века ее переименовали в улицу Мовароуннахр. Так называлась область между реками Амударья и Сырдарья, где с 1370 года было государство Амира Темура. В 2009 году она получила имя Амира Темура и стала продолжением проспекта, начинающегося далеко за Сквером А. Темура (бывшая Энгельса).

За перекрестком А.Темура-Нукусская есть улица Моштабиб ( ранее Павлова, Рыкова). Свернем на нее.

 

Почти сразу слева сохранился большой земляной холм - остатки древнего городища Минг-Урюк.

Здесь начинался наш город. Тогда он назывался Чач, и время его существования определено по найденным в другом таком холме (чуть дальше через дорогу, на территории швейной фабрики Красная Заря) глиняным сосудам - II-I вв до нашей эры. Поселение Минг-Урюк было основано уже на холмах Чача в начале XIX века и названо так благодаря фруктовому саду, что был высажен вдоль Салара.

История городища длинная, всем, кого она заинтересует, предлагаю прочитать статью Начало Ташкента в 2009 году остатки древнего городищ обнесли стеной и придали ему статус исторического памятника, охраняемого государством как важный объект истории Ташкента. Продолжаем прогулку дальше.

Сейчас эта улица довольно-таки тихое место, в отличие от ее революционного прошлого. По ней проходили отряды рабочих, митингующих, даже военная техника проезжала на Красную Площадь к военному параду. Многие здания построены в 1930-х и 1950-х годах прошлого века. Первые характеризуются невзрачными фасадами, вторые уже украшают колоннами, лепными узорами.

Вот, например, здание санатория, больше известного, как больница Федоровича, по имени врача, ее создавшего.

Переходим через улицу Садыка Азимова (ранее - Жуковского).

Хочу добавить, что эта больница была открыта в 1926 году. Называлась физиотерапевтической. В лечении использовали лечебные грязи и в 1960 году к

больнице подвели горячий источник с Ташкентской минеральной водой.

Сейчас больница реставрируется, напротив нее совсем недавно построили здание, похожее по архитектурному оформлению. Это Филиал Московского Университета им. Ломоносова. До того на этом месте были казармы и автобаза воинской части.

Рядом с больницей стоит старый жилой дом, построенный в 1939 году. Его хорошо знали в советское время - на первом этаже был известный во всем городе молочный магазин. В нем продавали самые вкусные молочные продукты.

Знаю не понаслышке, жила в этом доме. С шести утра был слышен шум подъезжавших молоковозов и грохот больших молочных бидонов, в который сливали молоко, а потом привозили кефир в стеклянных бутылках в

металлических ящиках-сетках, тоже гремело.

Зато мы раньше всех занимали очередь за самыми вкусными молокопродуктами в городе.

Вдоль улицы растут вековые дубы. Они посажены в 1870 году. Это сейчас они выглядят, как бревна с хохолком после глобальной обстрижки, а раньше они были ветвистые, закрывали всю улицу от жаркого солнца.

Перед каждым деревом стояла табличка "охраняется государством" и дата - 1870г.

Осенью с них падали многочисленные желуди. Дети собирали их в ведерочки для песка и потом делали разные поделки.

В последние 2-3 года по городу прокатилась кампания по омоложению кроны старых, вековых деревьев, в результате которой деревья попросту изуродовали. Создается впечатление, что план по сдаче древесины выполняли, не иначе. А перед вековыми деревьями стоило бы возродить таблички "Охраняется государством", пока их все не извели на древесину.

Идем дальше. Перед следующей улочкой, что уходит вправо, стоит здание бывшего института физкультуры, здесь также располагался городской

врачебно-физкультурный диспансер. Подходим к большому перекрестку А. Темура-Лахути.

Слева от нас стоит большое здание автодорожного института, построенного в конце 1980-х годов. По диагонали через перекресток - Музей Искусств Узбекистана. Сейчас - это современное здание с уникальными окнами, создающими ровное, мягкое освещение внутри музея. Оно построено в 1973

году по проекту архитектора Никифорова А.К. .

Первым зданием, построенным на этом месте было здание Биржи труда, которое по назначению не использовалось, в нем был организован первый театр в Средней Азии. В 1912 году архитектор Маркевич И.А. переделал его фасад под городской зимний театр, который после революции стал Народным Домом, потом в этом здании устроили первый Театр Юного Зрителя, где в 1921 году прошла первая новогодняя елка в Ташкенте. Позже там организовали Музей Искусств, где он и поныне находится, только в другом здании - то здание снесли после его разрушения в результате землетрясения в 1966 году.

В 1910 году в том театре выступала великая русская драматическая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. История ее жизни и творческого пути очень интересна. К сожалению, Ташкент остался в ее биографии местом смерти.

Ее отпевали в Иосифо-Георгиевском Храме, который был перед Дворцом Великого Князя Константина. (Маршрут 2). А похоронена Вера Федоровна в Александро-Невской Лавре, в некрополе деятелей искусств, что находится в Петербурге.

А мы продолжаем нашу прогулку. За Музеем Искусств по ходу улицы видны здания Управления Среднеазиатской Железной дороги. Это - круглой формы высотное здание и дальше, уходящее в улочку старинное здание, построенное в 1912 году архитекторами Сваричевским Г.М. и Тильтиным для Туркестанской судебной палаты и Окружного суда. С 1917 года там располагался учебный корпус Среднеазиатского Государственного Университета, потом уже - Управление.

Переходим улицу Лахути и подходим к широкому месту пересечения улицы

Мовароуннахр с улицей А.Тукая (ранее Первомайская, первоначально - Куропаткинская).

Надо сказать, что ранее в конце XIX века здесь был Куриный Базар, а вся улица Мовароуннахр тогда была ярмарочная.

Вокруг перекрестка стоят старинные красивые здания, сейчас отреставрированные. Справа от нас - здание 1950-х годов, где располагалось Министерство строительства и Верховный Суд, сейчас Областной Хокимият. На другой стороне улицы в 1920-х годах построено здание Таджикского института просвещения. Напротив него находится завод "Фотон". Он занимает и здание через дорогу от нас. Этот завод основан в 1942 году на базе эвакуированного

из Подмосковья радиолампового завода. Во время Второй Мировой войны он был оборонным предприятием.

Кстати, на улице Первомайской еще стоит старое кирпичное здание первой дизельной электростанции, построенной в 1912 году для Ташкентского трамвая - напротив Дворца Водного спорта имени Митрофанова, чуть ближе института Востоковедения.

И надо сказать, что именно здесь проходил первый трамвай, от Вокзала в Старый город.

Впереди уже видно красивое новое здание Ташкентского Городского Хокимията. Его построили совсем недавно на территории бывшего парка имени Горького, который в свою очередь был организован на месте Городского Сада, устроенного в 1882 году.

Мы почти пришли к концу нашей прогулки - Скверу А.Темура. Статуя коня с величественным всадником на нем видна издалека. Справа видны Ташкентские куранты. Все о Сквере А.Темура вы можете посмотреть в Маршруте 1.

Проходим через Сквер до станции метро "Амир Темур хиебони"

Продолжить прогулку по проспекту Амира Темура вы можете по Маршруту N6 "Очарование Боз-Су".

Маршрут окончен. Я искренне надеюсь, что прогулка была интересной!